![]() |
Восток. Внешнее и внутреннее. |
Путевые
бизнес-заметки о бизнесе в странах Востока, популярности тепловизионных
технологий и настоящей конкурентной борьбе.
Начало
этой статьи положено в терминале D аэропорта Шереметьево. Я ожидаю посадку на
рейс Москва -- Париж. Зашел в кафе, перекусил и пишу статью. За последнее время
международные перелеты стали для меня обычным делом. Пространство сжимается, а
время не важно, оно циклично. Следствие восточного влияния.
Очень
необычно, когда приезжаешь в страны, которые намного западнее России, но это
Восток! Цикличность восточного времени позволяет сосредоточиться на главном и
не спешить. Успех является следствием правильности дел, а не забега по времени,
как на Западе. Такая философия создания крепкого ядра внутри, с практически
безразличным отношением к внешнему виду и даже более того -- специальным
пренебрежением внешним ради внутреннего, отлично видна в восточной архитектуре.
За неприметными стенами зданий скрываются невероятной красоты интерьеры
дворцов. В этом восточная правда и ключ к Востоку. Стержень, ядро должны быть
необыкновенными, иначе за непримечательным фасадом никто вас не разглядит.
О
бизнесе по-восточному
В
России критически важно уметь работать на холоде. Это один из основных вопросов
в серьезных инфраструктурных проектах. В противном случае останешься за бортом
этого праздника жизни с требованием от -50 или от -60 °С.
На Востоке дела кардинально другие, там цель +60 °С.
Но достичь ее ничуть не легче. Такое сравнение я привел, чтобы подчеркнуть
специфичность проектов и их сходность в требованиях к экстремальности.
Отсутствие
истории своих научно-технических школ на Востоке и легкий доступ к
нефтедолларам открывают доступ к покупке передовых технологий и оборудования.
Восточные клиенты невероятно хорошо разбираются в технике мировых лидеров и,
как правило, выбирают лучшее из возможного, даже несмотря на высокую стоимость.
Принимать решение никто не спешит, оно должно вызреть, кристаллизоваться и
стать очевидным. К тому моменту все образовывается как бы само собой. В этом
есть большая мудрость (время же циклично!).
Наша
крылатая фраза "доверяй, но проверяй" цветет на Востоке яркими
красками и каменеет гранитным монументом общения двумя разными направлениями
слов и дел. Слова нужны для отношений и выражения эмоций, они мало связаны с
делами. Дела -- делами, слова -- словами: две параллельных линии, которые
никогда не сходятся, разве что в туманной бесконечности. Это очень необычно для
неподготовленного человека, особенно привыкшего работать с Западом.
Проекты
и тендеры длятся месяцами и даже годами, и речь только о подготовительных
этапах, тестах, испытаниях, настройках и т.п. Требования трансформируются и
преобразуются по мере понимания клиентами и производителями, какая все-таки
стоит задача и что можно сделать, чтобы ее решить.
О
популярных технологиях
Я
работаю с тепловизорами и радиолокационными станциями. Это две основные
технологии обнаружения и наблюдения на незащищенных пространствах, которые
пользуются неимоверной популярностью на Востоке. По сути, им нет аналогов.
Защищать и просматривать нужно огромные территории. Нет ни инженерных
сооружений, ни инфраструктуры, ничего, к чему можно было бы привязаться.
Наземная радиолокация дает возможность обнаруживать все движущие цели (человек,
автомобиль) на расстоянии до 20 километров. С круговым обзором -- более 1200
квадратных километров. Эта площадь эквивалентна 160 футбольным полям! Как полностью
наблюдать за территорией размером в 160 футбольных полей и не пропустить ни
одного движущегося объекта? Решение таких задач под силу автоматизированным
комплексам "радиолокационная станция -- тепловизор". Радиолокатор
сканирует пространство и получает информацию обо всех движущихся целях в зоне
своего обзора. Это называется вскрытием обстановки. Тепловизор устанавливают на
опорно-поворотное устройство, и он ведет доразведку того, что обнаружил
локатор. В комплексе такие устройства могут работать как совместно, по
различным алгоритмам обнаружения и сопровождения целей, так и отдельно, каждый
выполняя свою задачу, заданную оператором комплекса. Более подробно об
алгоритмах взаимодействия можно почитать в моем посте тут.
О
развитии и ноу-хау
В
России появляется все больше производителей тепловизоров и тепловизионных
систем. С одной стороны, есть спрос, а с другой -- происходит работа в канале
"производитель -- интегратор -- заказчик". Интегратор старается
исключить звено производителя из этой схемы. Во-первых, интегратор хочет
заработать больше, а во-вторых, защитить свои отношения с заказчиком. Включая в
свои проекты тепловизоры разных производителей, интегратор открывает доступ к
заказчикам и другим интеграторам, поскольку исчезает некое ноу-хау и
возможность полного контроля ценообразования. Почему так происходит?
Итоговое
решение интегратора может не иметь собственной интеллектуальной составляющей,
или добавленной стоимости. Как говорят на Западе -- added value. Ради нового, уникального и
необходимого решения заказчик и выбирает конкретного интегратора. Это
краеугольная проблема схемы "производитель -- интегратор --
заказчик", в которой производитель и интегратор могут выкинуть друг друга
из связки или другой производитель и другой интегратор могут вытеснить своего
визави, чтобы получить проект либо доступ к заказчику.
Added value -- это то, над чем следует работать
каждый день и производителю, и интегратору, бизнесмену и его команде. Это их
ключевые компетенции и преимущества. Это то, что остается после всех слов,
маркетинга и лобби, когда они стоят лицом к лицу с конкурентами перед
заказчиком, да и вообще перед рынком.
О
конкурентоспособности
![]() |
Конкурентная борьба |
Нередко
в России проект выигрывает тот, кто предложил российское или псевдороссийское.
С сожалением признаю, что на мировой арене такие решения часто
неконкурентоспособны. Если убрать политический аспект, то страна происхождения
какого-либо компонента системы или всей системы не важна. Важно то, что
предложено, как это работает, как решает задачу и как обслуживается на гарантии
и после.
В
мире никого не волнует, что тепловизор, его платы или объектив сделаны в
России. Аналогично и в отношении локатора, всей системы или любых других
систем. Заказчики смотрят на качество. Качество изображения, качество детекции
радара, качество алгоритмического обеспечения, качество и функционал всего
решения, его отказоустойчивость. И самое последнее -- "Ах, да, вы из
России, здорово!".
На
товар смотрят пристрастно иначе: только лучшее техническое решение выигрывает
технически, и только лучшее экономически решение выигрывает экономически.
Непримиримая, жесткая и беспощадная конкурентная борьба. Победитель забирает
все. Каждый день мир становится более глобальным, в каждой части мира кто-то
вырывается вперед со своей технологией, потом его догоняют и обгоняют.
Невозможно
сделать сложную систему полностью самостоятельно, если стоит цель получить
лучшее решение и быть реально конкурентным. "Конкурентное
преимущество" по стране происхождения не является на самом деле таковым.
Более того, акцентирование на стране происхождения делает интеграторов и
производителей более слабыми и менее жизнеспособными. Они не чувствуют реальной
борьбы, победы достаются слишком легко, а это ведет к регрессу, неэффективным
технико-экономическим решениям, падает мотивация разрабатывать новое, повышать
эффективность существующих продуктов и бизнес-процессов.
Конкурентная
среда сравнима с циклом с положительной обратной связью. Чем больше борьбы, тем
больше развитие и тем сильнее компании, которые борются. Чем меньше борьбы, тем
слабее компании и меньше развитие. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно лезть
в самое пекло, в самое жерло борьбы. Только там куется настоящая суть и мощь
компании, ее продукции и решений!
Комментариев нет:
Отправить комментарий